Прокурор разъясняет
- Раздел: Прокурор разъясняет
- Автор: Прокурор разъясняет
Каков порядок проведения митингов
Право публично выражать свое мнение, закреплено ст. 31 Конституции Российской Федерации, согласно которой, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок же организации и проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, установлен в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Прежде всего, для проведения публичного мероприятия, необходимо осуществить подготовительные мероприятия, которые включают в себя: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия, обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия, по форме, установленной ст. 7 данного Федерального закона.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В случае необоснованного отказа, должностные лица органов исполнительно власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.38 КоАП РФ, вплоть до уголовной (ст. 149 УК РФ).
Так, в 2016 году в администрацию одного из городских поселений района имени Лазо поступило уведомление проведении публичного мероприятия в виде митинга. При этом главой поселения, в отсутствие на то законных оснований, принято решение об отказе в его проведении.
В связи с чем, по поступившему в прокуратуру района обращению, прокурором в отношении главы вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ст. 5.38 КоАП РФ.
Постановлением суда, глава поселения признан виновным в совершении данного правонарушения, ему назначено наказание в виде штраф в размере 30 тыс. рублей.
В случае же нарушения установленного порядка организации, либо проведения публичного мероприятия, его организатор или участник, могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности (ст. 20.2 КоАП РФ, ст. 212.1 УК РФ).
Помощник прокурора района М.С. Абсатаров